Международная урбанистическая лаборатория

Международная урбанистическая лаборатория

Все проекты

Конкурс

Открытый международный конкурс на разработку архитектурной концепции Татарского Государственного Театра им. Галиасгара Камала

23 июля, 2021 – 17 февраля, 2022

Казань

Инициаторами конкурса являются Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и Татарский государственный Академический театр им.Г.Камала. Конкурс проходит при поддержке Правительства Республики Татарстан, Министерства культуры Республики Татарстан, Исполнительного комитета города Казани и Фонда «Институт развития городов» Республики Татарстан». Оператором Конкурса выступает Международная урбанистическая лаборатория «ЦЕНТР Lab».

Конкурс будет проводиться с учетом Рекомендаций ЮНЕСКО, касающихся международных конкурсов по архитектуре и градостроительству.

Цель

Выбор оптимальной архитектурной концепции Театра Камала, позволяющие создать на берегу озера Нижний Кабан новый объект культуры, предоставляющий жителям и гостям города возможность всесезонного просвещения, отдыха и проведения досуга.

Задачи 

Приоритет в сохранении и развитии татарской национальной культуры и языка;

Сохранение уникальных национальных черт в архитектурном облике и орнаменте здания;

Создание современного культурного пространства, востребованного жителями Казани, туристами и всеми потенциальными татарскими зрителями, живущими в разных уголках России и мира;

Развитие новых форматов публичной работы – просветительских (лекции, дискуссии, кинопоказы) и образовательных (кружки, школы, лаборатории) форматов для привлечения новых аудиторий;

Включение театра в экосистему Озера Кабан;

Рост эффективности работы и улучшения условий труда сотрудников театра с учетом сценариев индивидуальных посещений всеми категориями пользователей.

Участники

Профессиональные организации в области комплексного развития территорий, разработки концепций развития общественных пространств,
театральной архитектуры и сценографии.

С целью повышения качества конкурсных решений и сбалансированности состава команд участников к
разработке конкурсного предложения привлекаются команды из Республики Татарстан.

Номинации

По итогам финального заседания Жюри будут определены 3 лучшие концепции. Победителем будет признан автор лучшего конкурсного предложения, выбранного Жюри конкурса.

По итогам заседания Жюри, в соответствии с распределением призовых мест, будет произведена доплата в соответствующем размере (включая все налоги и сборы):

  • Вознаграждение Победителю – 2 500 000 ₽,
    в т.ч. все налоги и сборы.
  • Вознаграждение 2 место – 1.500.000 ₽,
    в т.ч. все налоги и сборы.
  • Вознаграждение 3 место – 1 000 000 ₽,
    в т.ч. все налоги и сборы.

15 февраля под сопредседательством Помощника Президента Республики Татарстан Наталии Фишман-Бекмамбетовой и Директора Татарского государственного Академического театра им. Г.Камала Ильфира Якупова состоялось заседание Экспертного совета Конкурса. 

Эксперты рассмотрели конкурсные предложения Финалистов. По итогам заседания высказали свои предложения и замечания, которые могут помочь участникам еще более качественно защитить свои работы перед Жюри. Эксперты рассмотрели Конкурсные предложения и подготовили свои рекомендации для членов Жюри.

16 февраля под председательством Мэра города Казани Ильсура Метшина состоялось финальное заседание Жюри Открытого международного конкурса на разработку архитектурной концепции Татарского Театра им.Галиасгара Камала. В ходе сессии вопросов и ответов у членов Жюри была возможность более подробно узнать у участников детали проектов. 

slider image
slider image
slider image
slider image
slider image
slider image
slider image
slider image
slider image
slider image
slider image
slider image
slider image
slider image
slider image
slider image
slider image
slider image
slider image

По итогам голосования членов Жюри Победителем Конкурса стал Консорциум под лидерством ООО «Ваухаус» (Москва, Россия). В его состав входят Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), ООО «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия).

По словам Консорциума, геометрия нового театра навеяна редким природным явлением: “Ледяными Цветами” на озере Кабан. Зимой наш объем сольется с окружающей средой и станет частью облика озера. Летом единение с природой места будет обеспечено за счет многогранного отражения прозрачных фасадов в водной глади. “Заостренность”, устремленность – характерные черты Татарской культуры, архитектуры и искусства.

Новое здание задумано как часть топографии места, как парк с пешеходными маршрутами и рекреационными зонами, интегрированными и продолжающими существующее благоустройство набережных. Форма, вдохновленная самой Татарской душой: Острая/Закрытая снаружи и Мягкая/Гостеприимная внутри. Концепция освещения – зажечь теплое нутро фойе и постепенно растворить свет треугольными панелями фасада. Яркая орнаментальная отделка панелей в интерьере отсылает к традиционным татарским изделиям и создает теплую атмосферу.

slider image
slider image
slider image
slider image
slider image
slider image

Второе место занял Консорциум под лидерством Bespoke (Казань, Россия). Члены консорциума: «Асиф Хан» (Лондон, Англия), Charcoalblue (Лондон, Великобритания), AKTII (Лондон, Великобритания), Atelier Ten (Глазго, Великобритания).

Художественный образ новых фасадов — отсылка к сложному, многослойному культурному контексту театра Камала. Здесь листы бумаги — в прошлом рукописные тексты сценариев театральных постановок, и идеальный фон, на котором все цвета природы усиливают свое звучание. В силуэте кирпичных фасадов спрятан не только образ белокаменных стен Казанского Кремля, но и одновременно эстетика и суфийской философии, и советского модернизма, стремящегося к чистоте форм. Это не прямое цитирование, а побуждение к исследованию.

Здание не доминирует над сложившимся ландшафтом, а органично встраивается в пространство вдоль прибрежной зоны озера Нижний Кабан. Все фасады театра становятся главными, символизируя равенство и диалог различных мировоззрений, языков, культурных слоев, традиций внутри татарского общества. Единственным возвышением вытянутой горизонтально формы фасадов является вертикальный объем сценической коробки , становящийся символической осью, вокруг которой вращается культурная жизнь города.

slider image
slider image
slider image

Третье место –  Консорциум под лидерством ООО «Метрополис» (Москва, Россия). Члены консорциума: Кооп Химмельблау Вольф Д. Прикс & Партнеры (Вена, Австрия), ООО «Мириада групп» (Казань, Россия).

Концептуальный дизайн нового театра посвящается его посетителям и жителям Казани. Помимо важности создания современной театральной площадки, новый Театр Камала формирует новое общественное пространство и олицетворяет архитектуру за пределами ее материального воплощения. Театр не только существует в равновесии с силами природы, такими как солнце, ветер, вода и почва, но и глубоко укоренен в местные традиции и культуру, становясь экологически-ориентированным зданием и местом культурного развития.

Здание и участок, расположенные между городом и берегом озера Кабан, имеют потенциал для формирования связи с природным ландшафтом и создания новой точки притяжения горожан. Развитие инфраструктуры и создание новых соединительных узлов будут способствовать развитию прилегающего к театру района. Проект станет ярким общественным местом, а также новой туристической достопримечательностью города.

slider image
slider image
slider image
slider image
slider image

Четвёртое место – Консорциум под лидерством ООО «Мегабудка» (Москва, Россия). Члены консорциума: ООО «Архитектурное бюро «Форм» (Москва, Россия), ООО «ЗАРФ» (Казань, Россия).

Первый идеологический слой – это ландшафт. Театр находится в зеленой зоне, примыкающей к озеру Кабан. Следующий слой – лента с национальным орнаментом, которая отсылает нас к голубой шали – самой известной постановке театра Камала. В некоторых местах “шаль” приподнимается, формируя входные группы и наиболее эффектные визуальные связи между интерьером и парком.

Экспериментальной сцене универсального зала соответствует Аметист, дарящий своему владельцу вдохновение и новые идеи. Большой зал – это сердолик – этот камень традиционно использовался, как центральная вставка в ювелирных украшениях. В мусульманской религии считается, что он оберегает семейные ценности. А желтый топаз как символ лидерства и мудрости соотнесен с управляющим блоком администрации.

slider image
slider image
slider image
slider image
slider image

Пятое место – Консорциум под лидерством ООО «Персональная творческая мастерская Союза архитекторов Республики Татарстан архитектора Новикова Н.М.» (Казань, Республика Татарстан, Россия). Члены консорциума: Borgos Pieper (Барселона, Испания), Theatre Projects (Париж, Франция). 

Театр-Сад. Театр становится своеобразной репликой знаменитых висячих садов Хенералифе (Архитектора) — городской балкон с видом на озеро. Сверху форма здания театра напоминает абрис листа дерева — ясный и запоминающийся образ для зрителей. Форма и пластика фасада театра, обращенного к озеру Кабан, напоминает складки театрального занавеса или волнение воды. Простота архитектурной формы здания в татарской архитектуре соединяется с декоративностью, узорочьем поверхностей. Так, пространство главного фойе с тремя «пиалами» театральных залов с гладкими поверхностями покрыто деревом и латунью как неоконченное панно.

Театральные фойе превращаются в городскую площадь, а сады — в театральные площадки, внутри здания и в театральном саду создается многообразие сцен и декораций. Залы выходят на озеро, а со стороны улицы располагается трехэтажная Артистическая улица, которая создает взаимодействие между посетителями. Появляется новая фестивальная площадь Науруз к северу от нового здания. Концепция предлагает трансформацию улицы Хади Такташ с преимущественным пешеходным движением.

slider image
slider image
slider image
slider image

Шестое место – Консорциум под лидерством Творческое производственное объединение «ПРАЙД» (Москва, Россия). Члены консорциума: Zaha Hadid Architects (Лондон, Великобритания), Atelier Ten (Лондон, Великобритания), Theatre Projects (Лондон, Великобритания). 

В основе концепции — параметрические формы с узнаваемыми визуальными элементами татарского культурного наследия.

Благодаря использованию массивных стеклянных окон, театр просматривается со всех сторон. Фойе наполнено естественным светом, создавая плавный переход между внешним и внутренним. Пять отдельных пространств дают возможность одновременно проводить несколько мероприятий. В центре фойе размещается ресторан с открытой кухней. Вокруг театра создан приподнятый променад, который плавно спускается к воде, ягодная поляна и луг с местным разнотравьем, а также амфитеатр, встроенный в рельеф.

slider image
slider image
slider image

Седьмое место – Консорциум под лидерством ООО АБ «Рождественка» (Москва, Россия). Члены консорциума: BURO SMART (Санкт-Петербург/Москва, Россия). 

Новый театральный комплекс – это часть городского пространства, в котором есть свои улицы, площади, парки. Два входа в театр с противоположных сторон соединяет улица, объединяющая две площади -северную и южную, имеющих разные настроения и смысл: активный урбанизированный вход с юга и лирично-созерцательный с севера. В Архитектуре превалирует простой ордер, как нейтральная устойчивая ко временным изменениям рамка и толерантная к любому окружению. Уникальные объекты, которыми являются зрительные залы выделены материалами и решены с применением национальных декоративных элементов.

Все его пространства имеют перформативный характер и могут использоваться для разных форм постановок от классических до самых неожиданных. Театр рассчитан на 1700 мест, имеет большие возможности для досуга и образовательных функций. Объём Театра растворен в парке, тк почти из всех общественных зон открывается вид на город или на парк.

slider image
slider image
slider image

Восьмое место – Консорциум под лидерством Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (Казань, Россия). Члены консорциума: Shanghai DaPei Architectural Design Co., Ltd (Шанхай, Китай), ООО «Диалог» (Казань, Россия).

Проект «Зеленая шаль» предлагает городу уникальное решение, совместить большой парк, открытый к озеру и спрятать под парком театр, открытый на улицы Хади Такташ и Назарбаева. Так, горожане получат, обещанный им парк в системе уже благоустроенных и любимых всеми набережных озера Кабан. А со стороны города активную обновленную улицу Хади Такташ, и акцентный разворот к перекрестку с Назарбаева.

Зеленый холм не разрушает панораму озера Кабан, мимикрирует в природную среду, и разнообразием своей пластики и растительности отражает природные ландшафты Татарстана. Здесь формируется природная среда, с водными каскадами, цветущими деревьями и травами, журчанием ручья, щебетом птиц и жужжанием насекомых. Это природа, которой вдохновлена вся богатая культура татарского народа.

slider image
slider image
slider image
slider image
slider image
slider image

Сайт проекта

theatre.tatar

Заказчик

Партнёры

Прикрепленные материалы

Поделиться

VK

Другие проекты

Все проекты

    Заполните форму на сайте или напишите нам на welcome@centrelab.ru